05.03.2014 Интервью с Косто

ИСКУССТВО ПЛЯСА

Издревле пляс играл большую роль в жизни славян. К примеру, боевой пляс – это одиночный, парный или групповой мужской танец, в котором содержатся элементы боевой подготовки. Пляска вприсядку, раздел обыкновенной, традиционной русской мужской пляски. Эта традиция подготавливает бойца к сражению лежа, сидя и на корточках. Особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами. Говорят, что прежде эта традиция была обязательной в подготовке всадников, наряду с акробатикой джигитовки.
Как и многие славянские обычаи и традиции, боевой пляс на протяжении веков практически утратил своё прямое предназначение и отдельными движениями сохранился в различных направлениях танцевальных культур. Речь идёт не только о русских народных танцах, классические движения боевого пляса явно выражены и в Брэйкинге (или Брэйк Дансе, как принято говорить), составляющей части  хип хоп культуры.
Мы общаемся с четырёхкратным чемпионом мира по Брейкингу, жителем культурной северной столицы – Константином ЕЛИСЕЙЦЕВЫМ, в своих кругах известным как Бибой КОСТО. С Константином мы знакомы уже много лет, и он сразу согласился дать интервью.
В свои 27 лет, Косто объездил больше чем полмира, выступая на крупных аренах в составе  чемпионов мира - «TOP 9» (произносится как «Топ Найн»). Каждый  международный  чемпионат - это не что иное, как бесконтактный бой по уличным правилам, состязание хореографии и мастерства лучших танцоров из разных стран мира. Свой оригинальный стиль танца Константин оттачивает в питерских залах вот уже 15 лет, привнося исконно русские элементы пляса в эту разностороннюю субкультуру.




 

 


Где и когда ты родился? Как родной город повлиял на твоё творчество?
    Я родился в 1987 году на юго-западе Санкт-Петербурга. Этот город всегда вдохновлял меня. Часто вспоминаются моменты из жизни, когда прорываясь сквозь ветер, дождь и снегопад, я стремился на тренировку. Порой суровая погода пробуждает аскетичность внутри. Возникает чувство, будто тебе ничего не надо кроме единственного и главного дела — Брейкинга. А каждый солнечный день это просто праздник. В это светлое время жизнь меняется и внутри и вокруг, и в нашем зале, заполненном Бибоями (от сокращения формы слов «Break Boy» — человек, который танцует  Брейк), начинается настоящее веселье.

  Сколько лет уже занимаешься Брейкингом? Почему можно заниматься этим всю жизнь?
  Я занимаюсь Брейкингом большую часть жизни - около 15 лет. Но моей маме кажется, что я танцевал всегда. Танцевать всю жизнь - это естественно для человека. Я много путешествовал и видел, как в южных странах танцуют все: и стар и млад. И это именно народные танцы, не Брейк. Танец - это песня тела, это природа человека, просто в суете современного мира мы забыли об этом. Тем не менее, Брейкинг — это не просто танец, а международный этнический пляс. Он самобытен и абсолютно неудержим, и если в момент танца думать не о движениях, а об абсолютной Истине, о Всевышнем и Всеобъемлющем, то пляс становится медитацией. Это и есть смысл жизни - духовная природа, ведь всё материальное рано или поздно исчезнет, а духовное останется. Поэтому Брейкингом можно заниматься всю жизнь и даже дольше!

Помнишь свои первые выступления в составе «TOP9»? Расскажи немного о команде.                   
     В команде «TOP 9», я словно «сын полка», то есть самый младший. Первые серьёзные тренировки проходили под руководством моей будущей команды. И когда мой опыт Брэейкинга насчитывал лишь три с половиной года, я уже был в «топовом» составе. Первые выступления были традиционными уличными шоу. Мы собирались на Невском проспекте, расстилали скользкий оргалит (скользкое и гладкое покрытие типа ДВП) и танцевали весь вечер для прохожих. Такого рода представления - это наследие предыдущих поколений нашей культуры. У нас была коробка для пожертвований, определённые правила поведения во время шоу для зрителей, старый, но громкий классический магнитофон «Шарп» и бескрайний энтузиазм.
     Маста-Бикей (известный Бибой, организатор таких успешных проектов, как именитые «Топ Найн» и не только)- это личность, которая вела всю команду. Легендарный танцор «старой школы», благодаря его опыту и бескорыстному служению своему делу и команде, мы все обогащались бесценным знанием и теперь имеем прошлое, настоящее и будущее!    
     Команда «TOP9» словно собрала в себе четыре природных элемента: объединение команд «Клинч Мастер» (земля), «Реактив» (огонь), двух  восходящих звёзд (вода) и двух вдохновлённых (воздух). А бибой Маста-Бикей является пятым элементом, соединяющим всех вместе (эфир). Нас было 11 человек и это было только самое начало. Это был стремительный старт, имеющий на своём пути десятилетие предпосылок. Второй этап развития команда получила  через пять лет после своего основания. Тогда состав принял своё стабильное положение, которое мы сохраняем до сих пор. Мы стали такими, какими должны были стать - «сильнейшей девяткой».

Что может вдохновить Чемпиона мира? Как придумываются танцевальные комбинации, как выработать свой оригинальный стиль?
     Вдохновение - это самая непредсказуемая вещь в природе. Порой вдохновить может абсолютно всё, а иногда музы ждёшь месяцами. На самом деле, чемпион мира - он такой же,  как и все люди. Он сам – это душа, и Бог в его сердце, как и у каждого другого танцора. Дело в том, что преданная делу команда - это самый быстрый, простой и верный путь к восхождению. Мы собрались, как самые сильные Брейкеры города и стали самой сильной командой страны, а затем и мира. И это благодаря преданным людям, с которыми  идёшь вместе, благодаря «Лучшей Девятке». «TOP 9» и есть вдохновение чемпиона. Я хочу сказать, что без команды, путь Бибоя будет извилист и даже опасен.
Бывает, что я танцую в кругу на джэме (когда танцоры в кругу танцплола показывают своё мастерство, так завязывается диалог, что сравнимо в русских плясках с переплясом), и когда мой выход закончен, вслед за мной выскакивает в пляс ученик, которого я наставлял. Складывается впечатление, что я ещё в кругу, энергия в центре танцпола продолжает нарастать и это - моя энергия, подпитанная моим воспитанником. Это очень сильное вдохновение - танец с учениками. Вдруг осознаёшь, что недавно они были в культурном развитии «нулями», а теперь провоцируют тебя в танце на ответ.
Все наши успехи - это милость Всевышнего, а мы лишь инструменты в его руках, и осознание этого - это и есть высшее вдохновение.

Знаю, что ты ведёшь несколько танцевальных школ. Сколько у тебя учеников?
Я вёл лишь одну школу в одном месте на протяжении пяти с половиной лет. Ученики приходят и уходят, я у себя их долго не задерживаю. Просто говорю им: «идите в люди»! В деле преподавания я ориентируюсь на школу, по которой учился сам. Тогда десять - пятнадцать лет назад ученику следовало заслужить тех или иных объяснений. И, тем не менее, наш зал на улице Котина всегда был полон сильными танцорами.
Я не преследую цель удержать учеников в Брэйке до конца, это дело индивидуально для каждого. Моя цель - служить тем, кто ко мне приходит. Я тружусь ради труда, танцую ради танца.

Чем Брейкинг отличается от других танцев? Какие танцевальные стили в нём объединены?
Вообще к Брейку с натяжкой можно приставить слово танец, хотя мы это слово используем каждодневно. Я обычно говорю, что это скорее пляс. Так пляшут, а не танцуют. Брэйк совершенно безграничен и неописуем. Освоив азы базовых движений, Бибой может использовать не только элементы любых танцевальных стилей, но и вообще что угодно. Это так.
Вдохновением первых Брейкеров, которые заходили своими движениями вниз и оставались, полулёжа и полусидя на протяжении какого-то времени в танце, была русская народная присядка и Кунг-фу. Первоначально Брейкинг был совсем не такой, каким мы видим его сейчас. Он был неординарным и непредсказуемым. Тогда практически не существовало никакой базы. И о первых Бибоях сейчас очень мало знают и помнят. Зато все помнят о второй мировой волне Брейка, когда в танец легла основа латино-американских движений, это способствовало дальнейшему развитию культуры и дало возможность в обучении данному ремеслу как любому другому танцу.
Сегодня можно и не объяснять в чём отличие Брейкинга от других танцев. Достаточно просто взглянуть на это действие. Многие видят в нём спорт, но это самая большая ошибка. Есть танцы, которые называют спортивными, но «Брэйк Данс» к ним точно не относится.

Что для тебя означает танец? Какую роль играет Брейкинг в твоей жизни? Что есть музыка для танцора?
Для меня танец - это связь с абсолютной Истиной, это проповедь и это я сам. Брэйк — это вся моя жизнь, и на разных её этапах я по-разному описывал, что для меня означает танец. Ведь не меняет своего мировоззрения либо великий мудрец либо глупейший из глупцов. Здесь я просто повторю слова мудреца: «День прошёл зря, если я не танцевал». И это касается любого танца и любого человека. А музыка - это твой поводырь и помощник. Музыка - это ещё один источник вдохновения, нечто божественное, снизошедшее  до уровня человеческого понимания.

Для чего танцорам уличные имена (никнеймы)? Должен ли псевдоним отражать какие-либо черты характера его хранителя?
Безусловно, имя описывает те или иные качества танцора. Мы не замечаем, но на самом деле у обычного человека в повседневной жизни тоже много имён, и каждое описывает какие-либо присущие черты личности. Но у Брейкера уличное имя обычно звучит ярко и, как правило, отражает его оригинальный стиль. Как корабль назовёшь, так он и поплывёт.
У всех в детстве были клички, они возникали благодаря постоянному общению со сверстниками, которые тем или иным прозвищем описывали характер личности и поступки. Эта традиция и искренность сохранилась и в Хип Хоп среде.

Поддерживается ли данная культура на правительственном уровне? Возможно получить высшее Хип Хоп образование в Европе? В каких странах существуют хип хоп институты, департаменты?
В нашей стране хип хоп культура живёт в «андеграунде», другими словами - в подполье. Наше правительство игнорирует нас. Я не жалуюсь, такова природа этого движения. Но большинство из того, что получает популярность в средствах массовой информации и называется там «Хип Хопом» - это мошенничество.
Несомненно, что из государственного бюджета выделяются средства на молодёжную культуру регулярно. Но людям из Хип Хоп среды, которые имеют профессиональную квалификацию, этих средств конечно не хватает. Высшее Хип Хоп образование доступно, правда, как говорится, «на улице». Другими словами настоящую Хип Хоп культуру перенимают по цепи ученической преемственности, от компетентных людей, из поколения в поколение. На западе это движение старше и организованнее, у них существует Хип Хоп центры и институты, даже департамент Хип Хопа, например в Германии. А у нас только безграничный потенциал и уникальные кадры.
В любом случае Хип Хоп строится на четырёх основополагающих и регулирующих принципах: Мир, Единение, Любовь и Радость! Это основа образования, которую можно проповедовать и распространять всеми из многочисленных элементов культуры.
    
В чём основные проблемы современной молодёжи?
Основные проблемы современной молодёжи до глупости просты, и здесь не надо копаться глубоко - это алкоголь и наркотики. Но если смотреть шире, то современная цивилизация выращивает «тепличные цветочки». Мы настолько изнежены благами этого промышленного века, что элементарное закаливание кажется для нас чем-то диким и до крайности неприемлемым. Массовая культура приучает общество и молодёжь, в том числе «вкалывать» в поте лица, что бы заработать как можно больше денег на удовлетворение ненасытных чувств - это хотят назвать «Радостью». Наши желудки неестественно растянуты, а ведь поэт должен быть голодным. Для общения мы пользуемся компьютерами, но ведь Единение - один из наших основных принципов, оно должно проходить от сердца к сердцу. В основном, современная молодёжь думает о чём угодно, но не о Боге, а ведь Бог и есть Любовь.

В каких городах, странах ты хотел бы жить и почему?
Я с удовольствием пожил бы в любой стране сроком до года, но не на ПМЖ. Готов путешествовать всю жизнь, иногда заезжая домой в Санкт-Петербург. Но это только мечты. На самом деле, если все будут стремиться уехать отсюда, кто же останется здесь? Такая ситуация наблюдается практически во всех провинциальных городках нашей страны, в силу чего - пухнут столицы. Наше дело развивать культуру там, куда мы были посланы.

Что можешь сказать о Киришах? Первые впечатления о нашем городе?
Кириши - это Хип Хоп столица северо-запада России. Здесь я наблюдаю то, что называют настоящей Хип Хоп культурой: Мир, Единение, Любовь и Радость. На базах молодёжного клуба «Огонь Фанка» и ДДЮТ стремительно развиваются все элементы нашего движения (Брейкинг, Эмсиинг, Граффити Райтинг, Диджеинг). Выходцы из Киришей становятся выдающимися танцорами, художниками и артистами, известными в стране. И это факт, кому интересно, можете проверить. А когда они называют имя своей родины, их переспрашивают: «Откуда, откуда?»

Твои пожелания всем начинающим и продолжающим танцорам?
Самое главное - никогда не останавливаться, и помнить, что лучшее что ты можешь дать человечеству это собственный пример, пример преданного служения. Но без духовной основы всё тщетно. Без осознания, того что мы вечны, любая деятельность будет бестолковой. Вера - вот что движет людьми, что позволяет нам жить в Мире, Объединяться, Любить и Радоваться!

Расскажи о своих заслугах, медалях?
О всех победах говорить не буду, только об основных и самых ярких:
2008 - Battle of the Year (Брауншвейг, Германия)
2008 — UK Bboy Championships (Лондон, Англия)
2010 — UBC (Лас-Вегас, США)
2103 – Breaking World Series( Монпелье, Франция)

Всё-таки брэйкинг - это отдельная часть Хип Хопа или его составляющая ? Как видоизменяется танец спустя десятки лет? Каким ты видишь БрЕйк через десятки  лет?            
Брэйкинг  - это отдельная часть Хип Хопа, без которой не будет единого целого. Кроме того Бибои - хранители традиций в данной субкультуре. Они знают корни, они находятся в постоянном контакте с остальными элементами (Граффити, Диджеинг, Эмси и др.), зависят от них. Бибои - это преданные, уважающие и почитающие представителей всех направлений Хип Хоп культуры.
Конечно, за годы танец меняется, но кто не знает своего прошлого - у того нет будущего. Очень важно для уличного танцора осваивать базу танца. Ведь базовые движения - это как фундамент здания, а само здание - это наш стиль, наш танец. И чем крепче фундамент, тем крепче стиль.
Брэйкинг настолько стремительно развивается, что то, что раньше считалось «павермувом» (силовыми движениями) теперь может попасть под разряд «футворка» (не силовых движений схожим с движениями русских народных танцев «вприсядку»). Но принцип мастерства никогда не стареет: простое нужно делать сложным, а сложное простым.
Не трудно представить, каким будет уличный танец спустя много лет.  Он станет ещё быстрее, выше, сильнее, но вечные принципы останутся незыблемыми: преемственность поколений, традиции и вдохновение от выдающихся личностей, которые останутся в памяти, пока жива эта культура.

  текст подготовил Андрей Осипов